Астрономы зафиксировали рождение двойной нейтронной звезды

Аномально слабый взрыв сверхновой привёл к рождению пары, которая в будущем может погибнуть в слиянии, вызвав всплеск гравитационных волн. Об этом сообщает журнал Science.

Необычный взрыв получил название iPTF 14gqr. Он был замечен в обзоре телескопа iPTF, специально предназначенном для поиска сверхновых и других вспышечных событий.  Астрономы наблюдали развитие вспышки с первых часов её появления. Когда из-за вращения Земли нужная точка скрылась за горизонтом, эстафету подхватили другие телескопы.

По словам экспертов, это был взрыв сверхновой класса Ic. Такая вспышка, как и сверхновые почти всех остальных классов, за исключением la, возникает при взрыве ядра массивной звезды на конечных стадиях её существования.

Изначально светило было массивным, иначе оно вообще никогда не вспыхнуло бы в качестве сверхновой. Однако к моменту взрыва большая часть его вещества была каким-то образом утрачена.

Это первый случай, когда астрономы непосредственно наблюдали за рождением двойной нейтронной звезды. До сих пор не было полной ясности в вопросе, откуда берутся такие объекты.